ВЫСТАВКА
СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ «СОБЫТИЕ»
Куратор
проекта Виктор Рибас www.ribas.ru
В проекте участвуют современные художники и фотографы:
Вивиан Дель Рио
Настя Белова
Кристина Кондратьева
Елена Ковылина
Ида Ручина
Даниил Баюшев
Серж Головач
Даниил Иванов и Алексей Корольков
Александр Наану
Александр Лепёшкин
Пахом и Маринеска
Виктор Рибас
Михаил Сидлин
Геннадий Смирнов
Евгений Трипольский
Стас Шакарвис
Александр Шумов
24.09.21 - 22.10.21. - в галерее
“ТНК-АРТ”
|
«Событие»
- понятие многозначное. Как явление, оно стоит по одну сторону с
тем, кто фиксирует это событие и превращает его в документ.
Фотограф - не только создатель документа. Он - свидетель и посредник, влияющий на значимость события и его
актуальность. В силу недостоверной природы самого слова любое происшествие, описываемое не визуально а
текстово, обрастает ореолом размытости . Против фотографии даже самый документальный текст не предъявит таких объективных доказательств
происшедшего. Автор фотографии, в отличие от писателя и
художника, не привносит в информацию свои субъективные искажения восприятия. Фотография воздействует на зрителя без посредника. Задача фоторафа – вовлечение зрителя в пространственно-временную
составляющую той среды, в которой развивается событие. Становясь частично не
свидетелем, а почти не соучастником события, фотограф даёт доступ зрителю к самой важной проекции
действительности, поскольку «понимание природы события
зависит в первую очередь от того, где располагаются
свидетели-наблюдатели. В.А.Подорога » События,
встречающиеся нам в жизни и попадающие на бумагу или экран,
принадлежат к разным ценностным категориям – одни
предупреждают нас об опасности возникновения тех или иных угроз
нормальному ходу жизни, другие развлекают, третьи являются
необходимым условием сопровождения чувства полноценности
существования. Иногда и сама фотография становится событием,
представляя собой версию художественного пророчества или другой
взгляд, другое освещение, другую проекцию обыденности. Мир, по
Витгенштейну, это совокупность событий, а не совокупность
материальных объектов. Профессионал может предчувствовать
явление, которое может свершиться в его присутствии, по знакомым
только им признакам определяя условия возникновения стихийного
бедствия, появления в его поле зрения дикого животного или
чрезвычайного происшествия – пожара или автомобильной
аварии. Отличаясь от исполнителя любой другой художественной
техники невмешательством автора в процесс понимания, фотография
вовлекает зрителя в происходящее реконструкцией достоверности
попавшего в кадр пространства. Будучи активным инструментом
самоисследования человечества, фотография ставит событие между
исследователем и исследованием, позволяя зрителю стать
пристрастным судьёй происходящему по другую сторону фотокамеры.
М. М. Бахтин: "Совпадает ли сознающий с сознаваемым? Другими
словами, остаётся ли человек только с самим собою, т. е.
одиноким? Не меняется ли здесь в корне всё событие бытия
человека?...Здесь появляется нечто абсолютно новое: надчеловек,
над-я, т.е. свидетель и судья всегочеловека (всего я),
следовательно уже не человек, не я, а другой."
Иллюстративные
материалы можно скачать:
https://www.dropbox.com/sh/n6jslm9qxbmh1wd/AACLU5LeCnLu34hj5c3y6kJ_a?dl=0
Просьба
в публикации обозначать авторство фотографии, указанное в имени
файла
|
Когда
фотография становится искусством
Выставка
современного фотоискусства с высоким уровнем работ и звёздным
составом авторов - настоящее событие для классической галереи
ТНК-АРТ. Проект “Событие” представляет работы
мастеров, давно ценимых зрителями и уважаемых коллекционерами
современного искусства. Собранные в одном пространстве, они
высвечивают идею, что фотография – это востребованная
художественная техника, имеющая свои преимущества перед другими
искусствами. Одним из них является её документальность, когда
произведение содержит только никем не преобразованную информацию
о происшедшем. Зритель встречается с этой информацией без
посредника, один на один с материальным следом события. Работой
фотографа, намеренно избегающего цифровых манипуляций над
снимком, можно и нужно восхищаться, переназывая его труд не
работой, а искусством. Авторы проекта “Событие”
овладели временем и пространством. Для получения удачного кадра
решающими становятся сотые, а то и тысячные доли секунды,
острейшее зрение и умение предугадывать развитие событий,
разворачивающихся в кадре. Эстетика документа, усиленного
эмоциональностью и зрелищностью, делает фотографию влиятельной
силой. Плёночный снимок Александра Шумова с традиционного
Цюрихского Стрит-парада с зеваками, облепившими неуклюжие фонари
на городском мосту, опубликованный в швейцарской прессе,
инициировал бурные общественные обсуждения перспектив городской
инфраструктуры, которые преобразовали этот мост в лучшую сторону.
|

|

|

|
Александра
Наану и Евгения Трипольского можно назвать
собирателями эстетических и событийных артефактов городского
пространства. Вивиан дель Рио - повелительница
урбанистической колористики, непреднамеренно создаваемой
коммунальными службами. Она называет это бессознательной
живописью (термин принадлежит Вивиан!), которая возникает в
результате ожесточённой борьбы коммунальщиков с хулиганскими
надписями на отдельных участков стен домов, ограждений и
технических построек. Вивиан дель Рио жонглирует цветовыми
сочетаниями, а одетых в яркую униформу работников городских служб
художница-фотограф превращает в акробатов. Каждый из этих
художников обладает редкой способностью в повседневном хаосе
разглядеть гармонию, порядок и смысл. Пятна, замечаемые Евгением
Трипольским на стенах или прямо на асфальте, оказываются
забавными персонажами из параллельного мира, иногда - узнаваемыми
фигурками людей и зверей, а дорожная разметка - супрематическим
рисунком авангардиста. Cобытия городской среды не так уж и
непредсказуемы и скучны, если разглядеть в городском хаосе ритм.
Если сравнивать с музыкой, это окажется джаз - говорит своими
работами романтик московских улиц и ловец невероятных
случайностей Александр Наану. Вероятно, он одним из первых
почувствовал наслаивание друг на друга разновременных событий
пространства.
|


|

|

|
Групповой
портрет в пандемию может состоять только из глаз - его автор Крис
Кондратьева считает,
что случайно встреченный на улице взгляд может стать важным
событием в жизни человека. Скрыв свои лица за масками, люди не
стали одинаковыми и для узнавания человека и понимания его
чувств, эмоций и намерений достаточно увидеть его глаза. Фотограф
Ида
Ручина инициировала
и задокументировала перформанс виолончелиста Бориса Андрианова,
исполнившего сюиту N1 для виолончели Иоганна Себастьяна Баха на
Чукотке, в месте пересечения 180 меридиана и Северного полярного
круга. Звучание музыки стало невероятным событием для мест, где
природные явления преобладают над тем, что произведено
человеком. Перформанс - это всегда - действие, это - часто
знаковое явление своего времени. Александр
Лепёшкин стал
участником своего собственного фотоперформанса в последние дни
работы Елисеевского магазина. В какой-то момент фотосессии,
фиксирующей, как на глазах у публики, пришедшей попрощаться с
любимым магазином, пустеют полки, фотограф попытался уместиться
на одной из них, словно в него вселился, материализовавшийся
только для одного исторического кадра, дух-хранитель этого места,
обескураженный стремительными переменами Шишок, леший
Елисеевского. Хотя, сам автор фотографии признаётся, что
задумывал выложить себя на витрину с целью заявить о себе - вдруг
кому-то нужен? - чувствуя себя персонажем Венички Ерофеева -
неприкаянным, внешне приличным, но выброшенным из потока
регулярной жизни. Полка магазина, по его ощущениям, оказалась
жёсткой, как полка плацкартного вагона.
|


|

|

|
Художник
Пахом (Сергей Пахомов) персонифицировал, впитав в себя,
как и любой из бывших советских граждан, узнаваемые символы
Перестройки и девяностых годов прошлого века - образы экстрасенса
Чумака, заряжающего воду перед телевизором и гипнотизёра,
запомнившегося нам коронной фразой “Даю установку!”.
Галерею народных любимцев он продолжил своим собственным образом
- целителем Дедом Пахомом и вполне отдавая себе отчёт в его
популярности - ведь в 2015 году он получил огромное признание у
телевизионной аудитории телесериала “Битва экстрасенсов”.
Фотопроект Пахома “Заряжено добром” создан в
соавторстве с художником Marinesca.
|

|

|

|
Серж
Головач напоминает нам об исторической “слоистости”
архитектуры, которая в наибольшей степени заметна там, где теперь
мы проводим время на летнем отдыхе: серия «Ступени»,
Родос, Греция. Стасис Шакарвис использует старинную и
самодельную оптику для выявления наслоений времени и событий,
связанных с определенным местом и человеком. Резкое и размытое,
реальность и миф, случившееся и только предполагающее произойти -
это балансирует в его монохромных работах, затягивая зрителя в
пространство мира, который автор пересобирает заново. Даниил
Баюшев нашел свой подход к событию через его отражение в
пластике тела. Финансовые потрясения начала нашего века
спроецированы с помощью слайд-проектора, на обнажённое тело.
Зритель наблюдает, как влияют на привлекательность и желанность
сексуального объекта взлёт или падение отечественной и зарубежной
валюты, как отторгают или притягивают те или иные экономические
механизмы, как на романтических отношениях отражаются колебания
фондовых рынков.
|

|

|

|
В
проекте “Событие” также участвуют художники, которые
не имеют непосредственного отношения к фотокамере, но, тем не
менее, они являются полноценными авторами фотографий,
представленных в экспозиции, потому что они - художники
перформанса. Иногда перформанс становится происшествием, когда
художник, исследуя реальность, сталкивается с её неизменяемостью.
Так происходил долго тянувшийся по времени перформанс «Морковь
культурная» Елены Ковылиной - ей пришлось выступить
в роли рыночной торговки и на выставке в Большом Манеже и в
торговых рядах Даниловского рынка. Длившийся несколько недель
в пандемической Москве 2020 года перформанс “Народная
тропа” художника Насти Беловой нисколько не
шокировал горожан. “Значит, так надо”, решали они,
видя торжественное шествие в сопровождении десятка зрителей и
фотографов и, если не присоединялись к нему, то провожали
взглядом удаляющуюся фигуру, мучительно напоминающую мифическую
Смерть с косой. Художник Виктор Рибас посчитал образ,
созданный Настей Беловой, символом 2020 года и зафиксировал его с
помощью своей лазерной фотографической техники. Его работа
называется “Мисс Пандемия 2020. Никогда без работы”
|

|

|
|
На
лишённых цвета фотографиях Даниила Иванова ярко выделяются
предметы декоративно-прикладного искусства. Они находятся в явном
диалоге, который происходит почти через век с момента рождения
стиля, их породившего. Русский Авангард —оригинальный стиль
в отечественном искусстве, ставший мировым трендом. Но в отличие
от других больших стилей, которые повлияли на всю эстетику
человеческого быта, русский конструктивизм остановился на
монументальном. Изображения конструктивистских зданий Москвы и
Новокузнецка сняты в освещении, драматически подчеркивающим не
произошедшее в своё время событие. Эстетика русского авангарда в
стране его происхождения не перешла на быт советского человека.
Строителям революционной республики не требовался индивидуализм и
уникальность. Во всех сферах деятельности страны Советов
требовались коллективизм, массовость и одинаковость.
|

|
|

|

|

|
|
|
|
|