ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ «СОБЫТИЕ»

Куратор проекта Виктор Рибас www.ribas.ru


В проекте участвуют современные художники и фотографы:

Вивиан Дель Рио
Настя Белова
Кристина Кондратьева
Елена Ковылина
Ида Ручина
Даниил Баюшев
Серж Головач
Даниил Иванов и Алексей Корольков
Александр Наану
Александр Лепёшкин
Пахом и Маринеска
Виктор Рибас
Михаил Сидлин
Геннадий Смирнов
Евгений Трипольский
Стас Шакарвис
Александр Шумов


24.09.21 - 22.10.21. - в галерее “ТНК-АРТ”












«Событие» - понятие многозначное.  Как явление, оно стоит по одну сторону с тем, кто фиксирует это событие и превращает его в документ. Фотограф - не только создатель  документа. Он - свидетель и посредник, влияющий на значимость события и его актуальность. В силу недостоверной природы самого слова любое происшествие, описываемое не визуально а текстово, обрастает ореолом размытости . Против фотографии даже самый документальный текст не предъявит таких объективных доказательств происшедшего. Автор фотографии, в отличие от писателя и художника, не привносит в информацию свои субъективные искажения восприятия.        Фотография воздействует на зрителя без посредника. Задача фоторафа – вовлечение зрителя в пространственно-временную составляющую той среды, в которой развивается событие. Становясь частично не свидетелем, а почти не соучастником события, фотограф даёт доступ зрителю к самой важной проекции действительности, поскольку «понимание природы события зависит в первую очередь от того, где располагаются свидетели-наблюдатели. В.А.Подорога »

События, встречающиеся нам в жизни и попадающие на бумагу или экран, принадлежат к разным ценностным категориям – одни предупреждают нас об опасности возникновения тех или иных угроз нормальному ходу жизни, другие развлекают, третьи являются необходимым условием сопровождения чувства полноценности существования. Иногда и сама фотография становится событием, представляя собой версию художественного пророчества или другой взгляд, другое освещение, другую проекцию обыденности. Мир, по Витгенштейну, это совокупность событий, а не совокупность материальных объектов. Профессионал может предчувствовать явление, которое может свершиться в его присутствии, по знакомым только им признакам определяя условия возникновения стихийного бедствия, появления в его поле зрения дикого животного или чрезвычайного происшествия – пожара или автомобильной аварии.
Отличаясь от исполнителя любой другой художественной техники невмешательством автора в процесс понимания, фотография вовлекает зрителя в происходящее реконструкцией достоверности попавшего в кадр пространства. Будучи активным инструментом самоисследования человечества, фотография ставит событие между исследователем и исследованием, позволяя зрителю стать пристрастным судьёй происходящему по другую сторону фотокамеры. М. М. Бахтин: "Совпадает ли сознающий с сознаваемым? Другими словами, остаётся ли человек только с самим собою, т. е. одиноким? Не меняется ли здесь в корне всё событие бытия человека?...Здесь появляется нечто абсолютно новое: надчеловек, над-я, т.е. свидетель и судья всегочеловека (всего я), следовательно уже не человек, не я, а другой."

Иллюстративные материалы можно скачать: https://www.dropbox.com/sh/n6jslm9qxbmh1wd/AACLU5LeCnLu34hj5c3y6kJ_a?dl=0
Просьба в публикации обозначать авторство фотографии, указанное в имени файла

Когда фотография становится искусством

Выставка современного фотоискусства с высоким уровнем работ и звёздным составом авторов - настоящее событие для классической галереи ТНК-АРТ. Проект “Событие” представляет работы мастеров, давно ценимых зрителями и уважаемых коллекционерами современного искусства. Собранные в одном пространстве, они высвечивают идею, что фотография – это востребованная художественная техника, имеющая свои преимущества перед другими искусствами. Одним из них является её документальность, когда произведение содержит только никем не преобразованную информацию о происшедшем. Зритель встречается с этой информацией без посредника, один на один с материальным следом события. Работой фотографа, намеренно избегающего цифровых манипуляций над снимком, можно и нужно восхищаться, переназывая его труд не работой, а искусством.
Авторы проекта “Событие” овладели временем и пространством. Для получения удачного кадра решающими становятся сотые, а то и тысячные доли секунды, острейшее зрение и умение предугадывать развитие событий, разворачивающихся в кадре.
Эстетика документа, усиленного эмоциональностью и зрелищностью, делает фотографию влиятельной силой. Плёночный снимок Александра Шумова с традиционного Цюрихского Стрит-парада с зеваками, облепившими неуклюжие фонари на городском мосту, опубликованный в швейцарской прессе, инициировал бурные общественные обсуждения перспектив городской инфраструктуры, которые преобразовали этот мост в лучшую сторону.









Александра Наану и Евгения Трипольского можно назвать собирателями эстетических и событийных артефактов городского пространства. Вивиан дель Рио - повелительница урбанистической колористики, непреднамеренно создаваемой коммунальными службами. Она называет это бессознательной живописью (термин принадлежит Вивиан!), которая возникает в результате ожесточённой борьбы коммунальщиков с хулиганскими надписями на отдельных участков стен домов, ограждений и технических построек. Вивиан дель Рио жонглирует цветовыми сочетаниями, а одетых в яркую униформу работников городских служб художница-фотограф превращает в акробатов.
Каждый из этих художников обладает редкой способностью в повседневном хаосе разглядеть гармонию, порядок и смысл. Пятна, замечаемые Евгением Трипольским на стенах или прямо на асфальте, оказываются забавными персонажами из параллельного мира, иногда - узнаваемыми фигурками людей и зверей, а дорожная разметка - супрематическим рисунком авангардиста.
Cобытия городской среды не так уж и непредсказуемы и скучны, если разглядеть в городском хаосе ритм. Если сравнивать с музыкой, это окажется джаз - говорит своими работами романтик московских улиц и ловец невероятных случайностей Александр Наану. Вероятно, он одним из первых почувствовал наслаивание друг на друга разновременных событий пространства.











Групповой портрет в пандемию может состоять только из глаз - его автор Крис Кондратьева считает, что случайно встреченный на улице взгляд может стать важным событием в жизни человека. Скрыв свои лица за масками, люди не стали одинаковыми и для узнавания человека и понимания его чувств, эмоций и намерений достаточно увидеть его глаза.
Фотограф
Ида Ручина инициировала и задокументировала перформанс виолончелиста Бориса Андрианова, исполнившего сюиту N1 для виолончели Иоганна Себастьяна Баха на Чукотке, в месте пересечения 180 меридиана и Северного полярного круга. Звучание музыки стало невероятным событием для мест, где природные явления преобладают над тем, что произведено человеком.
Перформанс - это всегда - действие, это - часто знаковое явление своего времени.
Александр Лепёшкин стал участником своего собственного фотоперформанса в последние дни работы Елисеевского магазина. В какой-то момент фотосессии, фиксирующей, как на глазах у публики, пришедшей попрощаться с любимым магазином, пустеют полки, фотограф попытался уместиться на одной из них, словно в него вселился, материализовавшийся только для одного исторического кадра, дух-хранитель этого места, обескураженный стремительными переменами Шишок, леший Елисеевского. Хотя, сам автор фотографии признаётся, что задумывал выложить себя на витрину с целью заявить о себе - вдруг кому-то нужен? - чувствуя себя персонажем Венички Ерофеева - неприкаянным, внешне приличным, но выброшенным из потока регулярной жизни. Полка магазина, по его ощущениям, оказалась жёсткой, как полка плацкартного вагона.










Художник Пахом (Сергей Пахомов) персонифицировал, впитав в себя, как и любой из бывших советских граждан, узнаваемые символы Перестройки и девяностых годов прошлого века - образы экстрасенса Чумака, заряжающего воду перед телевизором и гипнотизёра, запомнившегося нам коронной фразой “Даю установку!”. Галерею народных любимцев он продолжил своим собственным образом - целителем Дедом Пахомом и вполне отдавая себе отчёт в его популярности - ведь в 2015 году он получил огромное признание у телевизионной аудитории телесериала “Битва экстрасенсов”. Фотопроект Пахома “Заряжено добром” создан в соавторстве с художником Marinesca.







Серж Головач напоминает нам об исторической “слоистости” архитектуры, которая в наибольшей степени заметна там, где теперь мы проводим время на летнем отдыхе: серия «Ступени», Родос, Греция.
Стасис Шакарвис использует старинную и самодельную оптику для выявления наслоений времени и событий, связанных с определенным местом и человеком. Резкое и размытое, реальность и миф, случившееся и только предполагающее произойти - это балансирует в его монохромных работах, затягивая зрителя в пространство мира, который автор пересобирает заново.
Даниил Баюшев нашел свой подход к событию через его отражение в пластике тела. Финансовые потрясения начала нашего века спроецированы с помощью слайд-проектора, на обнажённое тело. Зритель наблюдает, как влияют на привлекательность и желанность сексуального объекта взлёт или падение отечественной и зарубежной валюты, как отторгают или притягивают те или иные экономические механизмы, как на романтических отношениях отражаются колебания фондовых рынков.








В проекте “Событие” также участвуют художники, которые не имеют непосредственного отношения к фотокамере, но, тем не менее, они являются полноценными авторами фотографий, представленных в экспозиции, потому что они - художники перформанса. Иногда перформанс становится происшествием, когда художник, исследуя реальность, сталкивается с её неизменяемостью. Так происходил долго тянувшийся по времени перформанс «Морковь культурная» Елены Ковылиной - ей пришлось выступить в роли рыночной торговки и на выставке в Большом Манеже и в торговых рядах Даниловского рынка.
Длившийся несколько недель в пандемической Москве 2020 года перформанс “Народная тропа” художника Насти Беловой нисколько не шокировал горожан. “Значит, так надо”, решали они, видя торжественное шествие в сопровождении десятка зрителей и фотографов и, если не присоединялись к нему, то провожали взглядом удаляющуюся фигуру, мучительно напоминающую мифическую Смерть с косой. Художник Виктор Рибас посчитал образ, созданный Настей Беловой, символом 2020 года и зафиксировал его с помощью своей лазерной фотографической техники. Его работа называется “Мисс Пандемия 2020. Никогда без работы”








На лишённых цвета фотографиях Даниила Иванова ярко выделяются предметы декоративно-прикладного искусства. Они находятся в явном диалоге, который происходит почти через век с момента рождения стиля, их породившего. Русский Авангард —оригинальный стиль в отечественном искусстве, ставший мировым трендом. Но в отличие от других больших стилей, которые повлияли на всю эстетику человеческого быта, русский конструктивизм остановился на монументальном. Изображения конструктивистских зданий Москвы и Новокузнецка сняты в освещении, драматически подчеркивающим не произошедшее в своё время событие. Эстетика русского авангарда в стране его происхождения не перешла на быт советского человека. Строителям революционной республики не требовался индивидуализм и уникальность. Во всех сферах деятельности страны Советов требовались коллективизм, массовость и одинаковость.